В кулуарах городского строительства Киева вспыхнул скандал, который бросил тень на перспективы расширения метрополитенской сети. Коммунальное предприятие “Киевский метрополитен” приняло решение расторгнуть контракт с ключевым подрядчиком, АО “Киевметробуд”, в связи с серьезными нарушениями сроков строительства на участке Сырецко-Печерской линии, ведущем в сторону жилого массива Виноградарь.
Разгромленные Сроки: КП “Киевский метрополитен” и решение суда
В соответствии с информацией, обнародованной на платформе тендеров Prozorro, КП “Киевский метрополитен” решило расторгнуть договор с АО “Киевметробуд” на строительство части Сырецко-Печерской линии метро. Это решение нашло свое законное обоснование в судебном постановлении Северного апелляционного хозяйственного суда от 9 ноября 2023 года. Согласно суду, подрядчику было отказано в переносе сроков выполнения договора, и предыдущее решение о продлении срока было аннулировано. Договор был заключен с 20 ноября 2018 года по 24 января 2023 года, и сумма оплаты составляла 4 млрд грн.
Несмотря на регулярные попытки АО “Киевметробуд” перенести сроки завершения строительства, в 2021 году на 12 мая 2023 года и в 2022 году на 19 декабря 2023 года, суд отклонил эти запросы, что привело к окончательному разрыву контракта. Судебное решение также открывает путь для взыскания убытков со стороны заказчика.
Перезапуск тендера и перспективы строительства
В свете решения расторгнуть контракт, КП “Киевский метрополитен” готовится к новому этапу в развитии метро. На официальном уровне объявлено о скором проведении нового тендера на выбор исполнителя для продолжения строительства Сырецко-Печерской линии в направлении Виноградарь. Первый заместитель главы Киевской городской государственной администрации, Николай Поворозник, заявил о необходимости повышенного контроля и прозрачности в процессе выбора нового подрядчика.
Поворозник также подчеркнул, что КП “Киевский метрополитен” проведет тщательную оценку и заактирует все выполненные работы предыдущим подрядчиком. Обнаруженные факты нарушений и злоупотреблений будут переданы правоохранительным органам, которые уже начали уголовные производства по “Киевметрострою”. Решение об изменении подрядчика принято в контексте того, что текущий генподрядчик находится в глубоком корпоративном кризисе, прошедшем через корпоративный конфликт и массовые увольнения сотрудников.
Эти события ставят под вопрос не только сроки завершения строительства метро на Виноградарь, но и вызывают серьезные вопросы о системе управления и контроля за крупными инфраструктурными проектами в столице.